3 ноября 1906 года, согласно подписанной в Берлине Международной Радиотелеграфной Конвенции, единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был установлен сигнал SOS. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия.
Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи, как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.
Иногда для подачи сигналов бедствия использовали пушки. В этом случае корабль стрелял через короткие промежутки времени. Кроме того, для того, чтобы дать знать другим кораблям о том, что с судном не все в порядке, использовалась определенная комбинация парусов, а также оранжевый дым или красные ракеты. Подать сигнал бедствия можно было также с помощью специальных флагов, которые были видны за 8 км. На флоте до сих пор используются специальные флаги, с помощью которых можно общаться во время плавания.
Сигнал SOS обязан своему появлению телеграфному коду Морзе. Телеграфный Код Морзе был предложен американским художником Самюэлем Морзе в 1835 году в качестве достаточно простой системы кодирования сообщений для их передачи по телеграфу.
Первоначально в телеграфном коде Морзе использовалось три символа: точка, короткое тире и длинное тире. В 1851 году код был модернизирован и в нем начали применяться лишь два символа, точка и тире. Код Морзе был неравномерным кодом, то есть разные символы передавались разным количеством точек и тире, от одного до пяти символов. Это обстоятельство сыграло решающую роль в появлении сигнала SOS. С 1865 года код Морзе стал активно использоваться на флоте. Первоначально сообщения передавались флажками и фонарями.
С изобретением радио радиограммы также начали передаваться с использованием кода Морзе и примерно в это же время код Морзе начали называть азбукой Морзе.
До появления сигнала SOS существовало много других радиосигналов бедствия, использующих азбуку Морзе, но единой общепринятой системы коротких сигналов тогда ещё не было. Это происходило потому, что каждый производитель радиостанций разрабатывал свои коды связи для экстренных случаев. Одна из известных в то время фирм «Маркони» имела монополию на продажу радиотелеграфных станций для морских судов Англии и Италии. Так, согласно требованию «Маркони», суда должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD. На азбуке Морзе это «- · — · — - · — - · ·». Моряки для сигнала CQD подобрали фразу «Come Quick, Danger», что можно перевести как «Приходите быстро, опасность». Естественно, такая путаница ни к чему хорошему привести не могла, поэтому потребовалось принять некие меры для стандартизации сигнала бедствия на море
Осенью 1906 года в Берлине состоялась Вторая Международная Радиотелеграфная конференция. На ней обсуждался вопрос о создании единого сигнала бедствия на море. Гульельмо Маркони, владелец одноименной компании, предложил уже известную комбинацию букв CQD. Но этот вариант был отвергнут, поскольку был сложен для передачи в экстремальных ситуациях, а сигнал бедствия должен был быть простым и понятным. Компания «Сляби-Арко» предложила сигнал SOE. Он использовался в позывных сигналах судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. Но при обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: буква «Е» передается в азбуке Морзе одной точкой. При помехах этот сигнал может быть не понят. Тогда было предложено заменить букву Е на букву S. В результате получился сигнал «… — — —…». Он был симметричным и удобным для восприятия.
3 ноября 1906 года Международная Радиотелеграфная Конвенция была подписана и единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был принят именно этот сигнал.
Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его вне очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.
Вместе с единым сигналом бедствия было принято еще одно правило: 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступало радиомолчание. В это время и радисты всего мира внимательно слушали эфир на частоте 500 кГц — не нуждается ли кто в помощи. Позднее для передачи аварийного сигнала были выделены еще три радиочастоты 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц. Тогда же появились специальные настенные и карманные часы для радистов. Цветными секторами на циферблате были обозначены трехминутные периоды радиомолчания, когда все служебные станции должны прослушивать частоты сигналов бедствия: красные — 500 кГц, синие — 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц
Существует заблуждение, что первый сигнал SOS был подан «Титаником», однако это не так. Впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала. 11 августа 1909 года американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Гаттерас в Северной Каролине. 15 апреля 1912 года потерпел крушение «Титаник». Этот случай был по меньшей мере восьмым по счету использования сигнала SOS.
Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи, как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.
Иногда для подачи сигналов бедствия использовали пушки. В этом случае корабль стрелял через короткие промежутки времени. Кроме того, для того, чтобы дать знать другим кораблям о том, что с судном не все в порядке, использовалась определенная комбинация парусов, а также оранжевый дым или красные ракеты. Подать сигнал бедствия можно было также с помощью специальных флагов, которые были видны за 8 км. На флоте до сих пор используются специальные флаги, с помощью которых можно общаться во время плавания.
Сигнал SOS обязан своему появлению телеграфному коду Морзе. Телеграфный Код Морзе был предложен американским художником Самюэлем Морзе в 1835 году в качестве достаточно простой системы кодирования сообщений для их передачи по телеграфу.
Первоначально в телеграфном коде Морзе использовалось три символа: точка, короткое тире и длинное тире. В 1851 году код был модернизирован и в нем начали применяться лишь два символа, точка и тире. Код Морзе был неравномерным кодом, то есть разные символы передавались разным количеством точек и тире, от одного до пяти символов. Это обстоятельство сыграло решающую роль в появлении сигнала SOS. С 1865 года код Морзе стал активно использоваться на флоте. Первоначально сообщения передавались флажками и фонарями.
С изобретением радио радиограммы также начали передаваться с использованием кода Морзе и примерно в это же время код Морзе начали называть азбукой Морзе.
До появления сигнала SOS существовало много других радиосигналов бедствия, использующих азбуку Морзе, но единой общепринятой системы коротких сигналов тогда ещё не было. Это происходило потому, что каждый производитель радиостанций разрабатывал свои коды связи для экстренных случаев. Одна из известных в то время фирм «Маркони» имела монополию на продажу радиотелеграфных станций для морских судов Англии и Италии. Так, согласно требованию «Маркони», суда должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD. На азбуке Морзе это «- · — · — - · — - · ·». Моряки для сигнала CQD подобрали фразу «Come Quick, Danger», что можно перевести как «Приходите быстро, опасность». Естественно, такая путаница ни к чему хорошему привести не могла, поэтому потребовалось принять некие меры для стандартизации сигнала бедствия на море
Осенью 1906 года в Берлине состоялась Вторая Международная Радиотелеграфная конференция. На ней обсуждался вопрос о создании единого сигнала бедствия на море. Гульельмо Маркони, владелец одноименной компании, предложил уже известную комбинацию букв CQD. Но этот вариант был отвергнут, поскольку был сложен для передачи в экстремальных ситуациях, а сигнал бедствия должен был быть простым и понятным. Компания «Сляби-Арко» предложила сигнал SOE. Он использовался в позывных сигналах судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы. Но при обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: буква «Е» передается в азбуке Морзе одной точкой. При помехах этот сигнал может быть не понят. Тогда было предложено заменить букву Е на букву S. В результате получился сигнал «… — — —…». Он был симметричным и удобным для восприятия.
3 ноября 1906 года Международная Радиотелеграфная Конвенция была подписана и единым сигналом бедствия для радиосвязи на море был принят именно этот сигнал.
Радиостанции стран, подписавших конвенцию, должны были принимать его вне очереди. С введением этого сигнала отменялись все другие сигналы бедствия частных фирм.
Вместе с единым сигналом бедствия было принято еще одно правило: 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступало радиомолчание. В это время и радисты всего мира внимательно слушали эфир на частоте 500 кГц — не нуждается ли кто в помощи. Позднее для передачи аварийного сигнала были выделены еще три радиочастоты 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц. Тогда же появились специальные настенные и карманные часы для радистов. Цветными секторами на циферблате были обозначены трехминутные периоды радиомолчания, когда все служебные станции должны прослушивать частоты сигналов бедствия: красные — 500 кГц, синие — 2174,5, 2182 и 2187,5 кГц
Существует заблуждение, что первый сигнал SOS был подан «Титаником», однако это не так. Впервые сигнал SOS прозвучал в 1906 году с борта парохода «Ирбис». Но буквально через несколько минут моряки поняли, что могут спастись своими силами и прекратили подачу сигнала. 11 августа 1909 года американский пароход «Арапаоэ» потерял ход и задрейфовал по пути из Нью-Йорка в Джексонвилл. Сигнал был принят станцией Объединенной компании беспроволочного телеграфа на острове Гаттерас в Северной Каролине. 15 апреля 1912 года потерпел крушение «Титаник». Этот случай был по меньшей мере восьмым по счету использования сигнала SOS.